Изучение языка программирования
Турбо Паскаль (Turbo Pascal)

На этом сайте можно: скачать среду программирвания Турбо Паскаль, изучить язык программирования Турбо Паскаль, а так же скачать программы на языке Турбо Паскаль!
Команды ввода и вывода

Для вывода даных на экран или для записи в файл используют комнды: write (a1, a2, a3) и writeln (a1, a2, a3). Где a1, a2, a3 - переменные или константы. Также используют эти команды для вывода сообщений: текста или просто симвлов. Эти две команды различны между собой только тем, что после выполнеия команды write курсор не переходит на другую строку, а в команде writeln - переходит.

Пример вывода на экран сообщения:

write('Это сообщение...');

Для ввода даных используют комнды: read (a1, a2, a3) и readln (a1, a2, a3). Где a1, a2, a3 - переменные. Эти две команды также различны между собой только тем, что после выполнеия команды read курсор не переходит на другую строку, а в команде readln - переходит.

Пример ввода данных:

readln(a);

Операция присвоения

Операция присвоения имеет вид:

переменная := выражение;

Пример присвоения переменной m значение выражения 5+7:

m:=5+7;

Первая программа!!!

В предыдущих трех темах и в начале этой Вы узнали самое простое (понять структуру программы, ознакомиться с типами данных и малость той информации что находится выше), чтобы написать программу на языке программирования Турбо Паскаль! Теперь для проверки каждой операции и для дальнейшего написания программ Вам обязательно необходима среда для программирования, которую Вы можете скачать в разделе: "Среда для программирования", на этой странице обязательные компаненты помечены звездочкой.

Теперь когда есть среда для программирования можно пробывать! Запускаем BP.EXE и в появившемся синем окне пишем код программы.

Пример1 Программа-приветствие: выводит на экран сообщение.

PROGRAM hello;
BEGIN
 write(' * * * Hello * * *');
END.
Ну, понятно: используется только одна команда в которой нет ни одной переменной, а просто текст, поэтому раздел описания опущен (описывать нечего).

Как я говорил в начале изучения слово PROGRAM можно не писать, поэтому в дальнейших примерах программ его я не буду писать. Иначе можно было записать эту пограмму в таком виде:

BEGIN
 write(' * * * Hello * * *');
END.
Примечание: слова которые в коде программы выделяются белым цветом - ключевые. В данном примере это BEGIN и END. Также заметьте, что регистр букв не влияет, а также произвольное количество пробелов!

Пример2 Программа: считает сумму 5+7 и выводит на экран вот так: 5+7=12.

CONST
 a=5;
 b=7;
VAR
c:byte;
BEGIN
 c:=a+b;
 write(a,'+',b,'=',c);
END.
А тут уже используются константы a, b , которым сразу присвоили значения 5 и 7 соответственно. И одна переменная c типа byte. Действия которые выполняет программа: присваивает значение суммы переменной и выводит на экран данные и символы + и =.

Да, чуть не забыл. После того как Вы набрали код программы ее надо откомпилировать - в меню Compile или кнопкой F9. После этого появится не большое окошко с информацией, нажимите любую кнопку. Если окошко не появилось, то значит программа содержит ошибку и вверху появляется красная строка с указанием какая произошла ошибка. После успешной компиляции появляется файл Noname00 - это и будет полученная программа!


<<< Назад * Оглавление * Далее >>>